Что заставляет человека задавать вопросы вообще? И какие вопросы обычно человек задает себе и окружающему миру?
Причина, по которой он задает вопросы, скрыта в его природе. Под природой человека понимается его разумность. Поэтому в 18 веке шведскому ученому Карлу Линнею, составляя классификацию животных и растений, пришлось дать название и человеку, он назвал его как Homo sapiens, что означает человек разумный. Разум – это инструмент, с помощью которого человек поддерживает свою жизнь на земле. Разум – это и дар, и проклятие человека. Почему дар? Да потому что, хорошо овладев этим инструментом, человек становится свободной личностью и творцом своей жизни. А проклятие в том, что человек понимает свою конечность или бренность существования, т.е. трагичность, а еще есть осознание тяжести при принятии ответственных решений, а так же поддержание разума - это постоянный и повседневный труд. Без разума человек становится объектом управления чужой воли.
Представьте себе такую ситуацию. Человек держит домашних животных (коров, кур, свиней и т.д.) для своего пропитания. Эти животные не задаются вопросами о том, что их съедят, что они умрут и в чем смысл их жизни. Их жизнь проходит в неведении и в неосознанности. В обществе есть люди, которые живут подобно животным. Они не осознают свою жизнь, не наполняют ее смыслом. Для них жизнь сводится к одному, к удовлетворению своих первичных (витальных) потребностей. А если они и задаются вопросами, то только в рамках этих потребностей. Ладно бы если эти люди удовлетворяли только свои низменные потребности, не посягая на права других людей, но среди них могут быть люди, которым это мало. Они хотят управлять другими людьми, они жаждут власти. И тогда для общества - это беда. Начинаются интриги, предательства, борьба за власть, и даже убийства.
Разум человека не формируется природой. Когда человек рождается он лишь кандидат в Homo sapiens. Разум формируется только в обществе, через систему образовательных учреждений, начиная с семьи и заканчивая академиями наук. Поэтому основным компонентом в формировании духовности является образование. С каких же вопросов начинается духовное развитие?
Если учесть, что человек – это носитель духовного потенциала, то и вопросы должны быть в этой сфере. Но сама духовность без материальной базы ничего не значит. Духовность человека может проявляться только в соприкосновении с материальной стороной жизни общества и человека. Иначе говоря, если у человека не будет тела (здорового организма), а у общества семейных институтов, образовательных учреждений (школы, институты и т.д.), предметов материальной культуры, то не будет тех инструментов, через которые человек и общество получали бы знания, т.е. образование, а, следовательно, и духовное развитие. Поэтому духовная и материальная сторона жизни взаимосвязаны. Тело – это инструмент, через который дух совершает восхождение к своему идеалу.
Можно выделить два пути образования:
Первое - это естественный, когда человеку интересно учится, и он хочет заниматься и получать новые знания. Обычно таких людей называют «почемучками».
Второе - это «искусственный», когда человек при каких-то обстоятельствах вынужден учиться. Например, в детстве не попались хорошие педагоги (сюда можно отнести и родителей), которые не смогли привить любовь к знаниям и он вынужден идти учиться потому, что заставляют взрослые. А во взрослом состоянии пошли учиться не потому, что жаждут знаний, а потому, что так надо или надо как-то устраивать свое будущее в обществе. Иначе говоря, посыл идет не изнутри человека, а из внешних обстоятельств.
Помимо классического образования в школах и институтах жизненный опыт тоже может быть специфическим образованием, который может позволить тоже как-то совершенствовать свою духовность. В этом случае естественное и искусственное образование могут сливаться.
Так с каких же вопросов начинается духовное развитие? Если подойти к этому вопросу с философской широты и глубины, то духовное развитие начинается с трех вопросов, которые затрагивают мировоззренческие проблемы, иначе говоря, вопросы о мироздании в целом и месте человека в нем, а так же его роли в этом мироздании. Эти вопросы были поставлены еще в Ведах - древнеиндийских литературных источниках. Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Вопросы такие: Кто я? Откуда я? Куда я иду? Эти вопросы такие сложные, что не хватает целой жизни, чтобы ответить на них с категорической уверенностью. Поэтому они называются вечными вопросами. Поиск вечных истин, несомненно, труден и не приносит материального дохода, потому они не пользуются популярностью. Но в этом кроется избирательность духовного совершенствования. Не каждый человек задается такими вопросами, поэтому духовное развитие удел немногих. Простой человек озабочен житейскими проблемами и ему нет дела до вечных истин. Он думает о том, как бы устроить свою жизнь, а не о том, что непопулярно и не приносит прибыль. Если у такого человека нравственные ценности невысоки, то о нем можно сказать, что он бездуховен. Если же обыватель живет, руководствуясь нравственными идеалами, то он поддерживает определенный духовный уровень, тем самым облагораживает свой простой труд.
Если говорить о любознательном человеке, об ищущем человеке, то образование для него становится повседневным трудом. Встав на путь «вечного» ученика он старается учиться всему, что ему интересно. Он получает удовольствие не от удовлетворения материальных потребностей, а от собственных открытий, от приобретения новых знаний. И если он чего-то не знает, то он не стыдится этого. А если что-то узнал, то не гордится этим. Он понимает, что круг жизненных вопросов может быть бесконечен. И тут возникает парадокс. Чем больше человек знает, тем больше он не знает, т.к. круг незнания увеличивается с увеличением круга знаний. Как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие и этого не знают».
Поход за знаниями может быть бесконечным, и в этом особенность духовного развития, т.к. нет предела совершенству. Но главное для человека, с моей точки зрения, знания должны быть в сфере гармоничного и счастливого существования. Поэтому, он должен развиваться как материально, так и духовно. Перегиб в одну или другую сторону делает его однобоким и даже эстетически неприглядным. Поэтому, если человек живет в обществе, то ему необходимо профессиональное образование, это будет материальная база для жизни. Общество не терпит иждивенцев. А для духовного развития необходимо самообразование для личностного роста и духовного совершенствования. Человек с таким багажом знаний непременно будет востребован в любом обществе.
Вывод:
1) Духовное развитие начинается там, где человек задает вопросы мировоззренческого характера самому себе и не просто задает, а еще и ищет ответы на них.
2) Духовные ценности должны стоять на первом месте по сравнению с материальными ценностями.
3) Человек должен получать знания для того, чтобы сделать счастливой свою жизнь и жизнь окружающих его людей.
Добавить комментарий