Что такое духовность?

Что такое духовность?

Отвечая на этот вопрос, для начала воспользуемся академическим знанием о жизни общества. С академической позиции жизнь общества разделяется на две сферы: материальную и духовную. Под материальной сферой понимается производство, семейно-бытовая жизнь, научно-практическая деятельность. Эта деятельность позволяет обществу создавать дома, дороги, транспорт, средства коммуникации и т.д. Духовная сфера включает себя семь форм общественного сознания: политику, право, мораль, искусство, науку, религию и философию. Может создаться впечатление, что человек, который профессионально занимается одной из семи форм духовной деятельности, автоматически попадает в разряд духовно развитого человека. А те, кто занимаются материальной составляющей жизни общества, попадают в разряд бездуховных людей. Думаю, вы не согласитесь с таким разделением. Попробуем разобраться с данной проблемой.

Если спросить обыкновенного обывателя, что такое духовность, то он ответит, что это связано с верой в Бога, совершением  религиозных обрядов, хождением в церковь или мечеть, чтением молитв и тому подобное. Или он может сказать, что это связано с людьми, которые читают умные книжки, ходят в театры, музеи и т.д. Но, на мой взгляд, все выше перечисленное может совершаться как духовным, так и далеко бездуховным человеком. Вера в Бога или  посещение музеев не является главной особенностью в определении духовности. Человек, ущемляющий права другого человека и даже способный убить ради своей веры, не является духовным. Бездуховный человек живет для себя и одним днем, т.е. он эгоцентричен. Другие его интересуют только в пределах предоставления собственных благ. Он управляем эмоциями и инстинктами, ограничен витальными потребностями, упрощенно говоря, ограничивается только биологическими, животными потребностями. Его ценности, только материальное благо. То же самое это относится и к людям, которые профессионально занимаются искусством, наукой, политикой и даже философией. Если они свой промысел превратил в ремесло.

Одним из главных компонентов приобретения духовности, на мой взгляд, является процесс образования. Но о каком образовании здесь идет речь? Чему же должен образовываться человек?

Конечно, для адаптации в социальной среде  человек должен получить специальность. Специальность дает небольшую, но хоть какую-то гарантию в материальной стабильности, положение в обществе, а отсюда - создание семьи, приобретение  жилья и т.д. Но все это является лишь материальной базой для формирования и развития духовных качеств. Если человек получил специальность, стал директором завода, построил или приобрел дом, обзавелся семьей и т.п., то это еще не делает его духовно развитым. Духовность начинается там, где начинается выявление аспектов нравственности или понимание, что есть истинное благо. И тут начинаются трудности. А что является критерием нравственности или по-другому: что есть благо? Из истории общества мы знаем, что мыслители, споря по этому поводу, сломали немало копий. Для одного человека что-то может быть нравственным и благим поступком, а для другого безнравственным и не благим. Достаточно обратиться к платоновским трудам, где он описывает споры софистов. Попробуем  разобраться и мы в этом вопросе.

После некоторых размышлений я пришел к двум позициям.

Первое, это когда мы выстраиваем межличностные отношения. Тут уместно привести золотое правило нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Об этом говорил Конфуций, это написано в Ведах и в Библии, об этом говорили и древнегреческие мыслители.

Второе, когда выстраиваются отношения между человеком и обществом, а так же выстраивание межобщественных отношений. Отношения должны выстраиваться так, чтобы это вело к сохранению жизни человека и общества. Так, например, легализация однополых браков, в конечном счете, приведет к вымиранию человечества. Или потребительская цивилизация, уничтожая ресурсы Земли, обречена на гибель. Поэтому, с моей точки зрения – это есть безнравственно. Племя, живущее в джунглях, может быть намного нравственнее, чем современное общество, так как они живут в гармонии с природой, тем самым сохраняя природу и свою популяцию.

Анализируя вторую позицию, я прихожу к выводу, что жизнь есть высшая ценность и благо. Если замыкаться только на своей жизни, пренебрегая другими жизнями и жить за счет других, согласитесь, это не есть нравственно. Но если человек живет в содружестве с другими, внося свою лепту в общее дело, то думаю, вы не будете осуждать в безнравственности такого человека. В глобальном масштабе под общим делом я понимаю саму жизнь как таковую, необходимые ее условия поддержания и ее развитие.

Когда мы говорим о развитии общества, то мы упираемся в образование. Без образования ни о каком развитии личности говорить не приходится. Хотя, тут есть один момент. Человек может быть умным, начитанным, образованным, но духовность у него на низком уровне.  И тут мы возвращаемся обратно к начальному вопросу. Какое образование должен получать человек? Ответ будет таким. Для материальной составляющей жизни, человек должен получать специализированное образование. Пусть он будет учителем литературы или плотником. А для духовной составляющей, человек должен получать знания, которые помогут ему разобраться в следующих вопросах: Какова сущность человека? В чем смысл твоего существования? Каково твое предназначение в этой жизни? Как быть счастливым и сделать счастливыми других? Попытка ответить на эти вопросы ставит человека на путь духовного развития. А сам поиск ответов, сам процесс познания и самопознания составляет духовную сферу человека.

Если на определенном этапе жизни человека, его образовании, понимании жизни, смысла жизни и всех её составляющих, он дает определенный ответ на эти вопросы, то это показывает определенный уровень духовности или уровень духовного развития человека. Поэтому, одним из главных особенностей духовности будет процесс познания или образования (самообразования) в сфере вышеназванных вопросов.

Человек может быть дворником по профессии, и это дает ему материальную составляющую жизни, но он может читать книги после работы, ходить на различные кружки, семинары, посещать конференции и т.п., которые помогут разобраться в этих вопросах, а после приобретенного знания внедрить эти знания в свою жизнь.

Тут необходимо отметить такую особенность, что все религии дают ответы на все вышеперечисленные вопросы. Стоит только поднять религиозные священные писания и прочитать, а потом сказать, что я знаю ответы. Но тут есть одна ловушка. Одно дело знать на уровне ума и ничего не делать для своего совершенствования или делать, но только механически следовать религиозным обрядам, не углубляясь в смысл содержания текста, или посещать церкви ради моды, массового одобрения, а другое дело понимать и чувствовать на глубинном уровне своей души и следовать, осознавая все предписанные указания. Первый подход может породить религиозных фанатиков, низко-духовных личностей, второй подход духовно развитых людей. То же самое можно сказать и о людях, которые профессионально занимаются духовной деятельностью ради престижа профессии, социального статуса или материальной выгоды, это могут быть даже священники, учителя, преподаватели, художественные руководители театров, работники музеев и т.п.

Вы спросите, о каком престиже или материальной выгоде может идти речь у вышеназванных представителей общества? Конечно, они не в почете в наше время, но поверьте,  есть люди, которые по воле случая попали в эту сферу, они не любят свою работу, сами мучаются и других мучают, но по-другому они просто не умеют или не знают, как жить. Они умны и образованы, могут хорошо знать свое дело. По поводу себя у них нет сомнений о своем духовном совершенстве. Они не задаются вопросами о сущности мироздания и о смысле жизни, так как эти люди «знают» все об окружающем мире и о себе. У них на все есть готовые ответы.

Тут уместно, так же, привести примеры со взяточниками в образовательной сфере, а так же священников, разбогатевших за счет церковного прихода.

После вышеприведенных рассуждений можно сделать вывод, что главной особенностью духовного развития является обращение вглубь себя, к своей сущности, к своему истоку, к своей совести, к своей душе. И что самое интересное, именно там находится любовь. Она там живет, и мы должны ее там найти. Она дает о себе знать тогда, когда в нас, в нашей жизни, проявляются такие положительные чувства как: товарищество, доброта, вежливость, уважение, почитание, доверие, симпатия, восхищение, умиление и т.д.  Я думаю, вы не будете отрицать того, что в состоянии ненависти жизнь разрушается и приводит к смерти. А если в обществе будут преобладать положительные чувства, то это приведет к благу и процветанию, это есть здоровое общество, это общество будет жить и развиваться. Вы можете проверить мое утверждение на примере семьи. Если в семье есть любовь, то все счастливы и жизнь наполнена светом и смыслом. Если любви нет, то семья распадается («умирает»). А как говорил Конфуций: «Государство – это большая семья». И в заключение можно сказать, что любовь есть высшее проявление духовности человека.

Вывод: Формула духовности - это образование + нравственность=любовь.

А что вы думаете по этому вопросу? Можете ли вы возразить, согласиться или дополнить меня? Согласны ли вы с моими выводами? Буду рад прочитать ваши комментарии. Спасибо.

Понравилась статья? Расскажите друзьям.

Нет меток к этой записи
Posted in Здоровье.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *